Органический стиль. Второе дыхание дизайнерского направления - VSEDLYADOMA-SPB.RU

Органический стиль. Второе дыхание дизайнерского направления

Органический стиль. Второе дыхание дизайнерского направления

Это направление еще вошло в историю под названием «скандинавский модерн», поскольку оно действительно принадлежит миру скандинавской культуры, с ее древними традициями, холодным климатом, густыми лесами и географической оторванностью от континентальной Европы (отчасти поэтому в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии индустриализация отставала от общеевропейских темпов). Скандинавский модерн нередко подразделяют на шведский модерн, финский модерн и датский модерн. И хотя пионерами здесь были шведы, всех скандинавских дизайнеров вдохновляли стилистика модерна и родные традиции. Кроме того, предтечей органического дизайна в теории и практике является органичный дизайн американского функционализма в лице Фрэнка Ллойда Райта.

После Второй мировой войны термин «шведский модерн» стали использовать критики применительно к работам фина Алвара Аалто, датчан Арне Якобсена и Вернера Пэнтона, шведов Бруно Маттсона и Йозефа Франка. Общим мотивом работ этих дизайнеров было стремление передать в архитектуре и дизайне мебели природную красоту, естественные органические ощущения формы, свойственные скандинавской традиции и народной культуре.

Именно поэтому органический дизайн – это во многом стиль одного материала – дерева (чаще светлого). Поскольку это не только традиционный материал скандинавских производителей, но и самый натуральный, органический материал. Сюда следует добавить естественные плавные природные линии (уже известные нам по стилю модерн), а также такие природные образы, как образ леса, озер, рек, которые ассоциируются с еще одним натуральным материалом – стеклом. В Дании – признанном поставщике тикового дерева в Европу – органический стиль называли еще «стилем тикового дерева. Действительно, в дизайне это направление начиналось c проектирования фанерной мебели. Однако его последующее развитие было связано с более экспериментальным отношением к материалу, в результате чего к дереву добавились стекло и стальные трубы.

Ярким представителем финского органического стиля является архитектор и дизайнер Алвар Аалто (Хуго Алвар Хенрик Аалто. 1898–1976). Аалто понимал органичность как единство объекта с окружающей средой. Сам сын лесника, он с огромным талантом перенес эту идею в архитектуру и дизайн интерьеров, подчеркивая, что только таким образом дизайн может стать гуманным, ориентированным не на промышленность, а на человека.

Гуманность и органичность формы в архитектуре Аалто определяется естественными природными линиями (плавность, округлость), использованием натуральных материалов, а также гармоничностью свето-акустических эффектов. Аалто был мастером «перетекающих пространств», лишенных углов и резких переходов. Естественное чувство пространства создавало освещение. Воплощением этих принципов служит Финский павильон на ЭКСПО 1939 года в Нью Йорке, где Аалто за счет света и перетекающих пространств удалось создать в интерьере великолепную атмосферу финского леса.

Аалто проектировал с точки зрения человека, его комфорта и уюта. Его дизайн не был следованием форме и функции. Его дизайн был гармонией, равновесием формы, функции и материала. Это прекрасно видно на примере санатория Раймио для больных туберкулезом. Даже фанерные стулья он разрабатывал как особую теплую мебель для больных этим тяжелым заболеванием.

Алвара Аальто считают одним из лидеров национального возрождения Финляндии после обретения ею независимости от Российской империи. Он прославил свою страну на весь мир, сделав дизайн и архитектуру символом новой независимой Финляндии (Аалто был так знаменит на родине, что авиакомпании задерживали рейсы, если он по каким-то причинам опаздывал). Аалто очень ценили коллеги. Они были дружны с основателем баухауз Вальтером Гропиусом. Его нашло признание и в США, где Аалто преподавал архитектуру в Массачусетском технологическом институте. Благодаря ему скандинавский модерн стал популярен и за океаном. Финский модерн – наверное, самый экспериментальный среди других скандинавских стилей – приобрел популярность в 50-е годы в области текстиля и керамики (Т. Сарпанева).

Еще один яркий представитель органического стиля – датский архитектор, мебельный и интерьерный дизайнер Арне Якобсен (1902–1971). Его называли «датским Корбюзье», однако сам Якобсен был противником функционализма, и в след за Аалто утверждал, что органический дизайн должен быть гуманным, а значит индивидуальным («каждый имеет право создать себе нору по своему вкусу»). Однотипная массовая застройка, одинаковая мебель лишают человека возможности выразить его индивидуальность, лишают его самого важного – выбора. Поэтому функционализм с его коллективизмом, с его сведением формы к следованию универсальной функции – это большое и опасное упрощение. Якобсен известен своими проектами домов, в которых планировка предусматривала видовые балконы в каждой квартире. Для него вид из окна (желательно на природу) был символом органического единства здания и окружения, человека и интерьера. Датский модерн остался в истории яркими экспериментами в дизайне мебели в духе примитивизма.

Среди известных дизайнеров органического направления следует также назвать имена Чарльза и Рэй Имз (США), а также Эро Сааринена.

Органический стиль не случайно определяют как скандинавский модерн. Природные формы и смысловое единство среды напрямую связывают это направление с европейским модерном начала XX века. Органический стиль не утратил популярности и в наши дни (в скандинавских странах он остается основным стилем домашнего дизайна), однако сегодня он меньше ассоциируется с натуральными материалами и больше стремится отразить совершенство естественных природных форм с помощью современных материалов и компьютерного моделирования (например, работы дизайнеров компании Alessi). В современной архитектуре органический стиль по-прежнему следует главному принципу Аалто – единству объекта со средой. Примером может служить здание оперного театра в Сиднее, построенное по проекту архитектора Йорна Атсона.

Органическая архитектура: особенности, примеры, описания

Органическая архитектура, как концептуальный подход, в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление собирает под свою крышу разные названия:

  • экологическая архитектура,
  • зелёная архитектура,
  • био тек или бионика (если форма напоминает природную),
  • эко-модерн.

В настоящее время принимаются и поощряются более креативные и свободные формы строений.

Органическая архитектура: особенности

Данное направление стремится создавать гармонию деятельности человека с окружающей средой,

  • максимально бережным отношением к природе,
  • реализуя конструктивные особенности природных форм в зданиях,
  • оформляя экстерьеры и интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
  • уважая натуральные материалы.

Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность. Это может быть шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное. Примером могут быть башни собора Святого Семейства, являющиеся увеличенной ракушкой морского побережья Каталонии (Испания).

Истоки органического стиля

Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана, учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.

Дом над водопадом или Резиденция Кауфман. Архитектор Ф.Л.Райт, 1935

Ф. Л. Райт: дом над водопадом

Резиденция Кауфман, другое распространённое название этого дома, построена для семьи Кауфман и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде.

В некоторых местах видно, что пол — это часть живой скалы, на которой стоит дом. Таким образом, Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.

Принципы органической архитектуры в доме Над Водопадом в оформлении зоны камина и фонтана. Пенсильвания, США.

Центром здания является камин. Обширные интерьеры открытых пространств продолжаются пейзажами через огромные окна, чередуясь с подвесными террасами, расположенными асимметрично.

Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Так же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом. Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.

Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.

Спиралевидный объём здания внутри музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Являясь часто встречающейся формой в природе, спираль дает жизнь вихрям воды и воздуха, присутствует во многих видах растений и раковинах.

Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа.

Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины

Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.

Несмотря на то, что отделка башен сделана из обычного бетона, конструкция производит эффект деревянных корзин, сложенных друг на друга.

Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его более похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.

Дом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано

Произведение архитектора Ренцо Пиано является ещё одним отличным примером органической архитектуры.

Странное «органическое существо», напоминающее слизняка, едва выглядывает, плавно поднимаясь над традиционным фасадом 19 века.

Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.

Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.

«Оазис в пустыне» Катара А.Исозаки

Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.

Qatar National Convention Centre, Doha Ссылка

Сооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.

Более того, оно символично и показывает связь конференц-центра со священным в Исламе деревом Сидрат аль-Мунтаха, являющееся символом знаний.

Будучи крупнейшим выставочным центром на Ближнем Востоке, вмещающий до 7000 человек в трех основных залах, центр представляет собой «оазис в пустыне» для поэтов и ученых, которые собираются под его ветвями, чтобы поделиться знаниями.

Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell

Эта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.

Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

По словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней.

Здание должно гармонично вписываться в природный ландшафт и, одновременно, быть хорошим убежищем.

Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Загородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Читайте также  Как утеплить столбчатый фундамент деревянного дома

Храм-лотос в Индии

Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.

Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba) и является Домом Поклонения Бахаи.

Lotus Temple, New Delhi, India 1986 Ссылка

По словам архитектора, цветок лотоса, представленный формой здания, отображает идею о том, что «из темных вод нашей коллективной истории невежества и насилия человечество встанет, чтобы вступить в новую эпоху мира и всеобщего братства».

В соответствии с архитектурными принципами, изложенными Абдул-Баха, сыном основателя религии, здание представляет собой девятигранную круговую форму, состоящую из 27 свободно стоящих мраморных «лепестков», расположенных в трех кластерах.

Офис-блин в Англии

Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich, United Kingdom
1970-75 Ссылка

Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.

Согласно информации на веб-сайте фирмы – оно «растекается до краев участка, как блин на сковородке».

Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.

Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец

Сооружение было построено в 2001—2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера. По существу оно является экологическим небоскребом.

Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.

Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin), что в переводе с английского — соленый огурец, за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.

Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.

Дизайн дома Геркин, действительно, очень функционален и практичен с точки зрения экономии энергии — использует естественную вентиляцию, энергию солнца и дневное освещение. Таким образом, несмотря на высоту в 180 метров, здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа и признано «манифестом Бионики».

Небоскрёб-огурец. 30 St Mary Axe, London, Арх. Норман Фостер, 2001—2004 Ссылка

Органическая архитектура выражает «зелёный» стиль жизни, бережно относится к ресурсам природы и формирует единое пространство жизни и деятельности человека в ладу с природой.

Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавляйте в закладки.
Оцените, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Добавляйте свои примеры органической архитектуры в комментариях. Люди Вам будут благодарны.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Темы экологии в органическом стиле

  • VIP-дизайн и декор из бисера
  • Авангардные конфорки – интересные элементы интерьера
  • Аксессуары для стильной прихожей
  • Арки в домашнем интерьере
  • Арки в интерьере квартиры
  • Гобелены
  • Детали интерьера – яркие элементы
  • Дизайн интерьера кухни с балконом
  • Дизайн потолков в квартире – настоящее поле для творчества
  • Зеркала
  • Зеркала и интерьер вашего дома
  • Камин – украшение вашего дома
  • Ковры
  • Оригинальный дизайн штор в квартире создаст неповторимый образ
  • Предметы современного интерьера – стиль делают мелочи
  • Природные материалы: камень в современном интерьере
  • Произведения искусства в Вашем интерьере
  • С чего начинается в доме уют? С окна, для которого шторы шьют!
  • Смелая мебель для смелых людей
  • Стены
  • Уникальный элемент декора – цветы в интерьере квартиры и офиса
  • Авангард – непрекращающиеся эксперименты
  • Ампир в интерьере
  • Арт техно – шаг навстречу будущему
  • Арт-деко – элегантное совершенство
  • Ваш дом — дворец или интерьер в стиле рококо
  • Всеми известный классический интерьер
  • Готический стиль в интерьере
  • Готический стиль для современных интерьеров
  • Дизайн в стиле арт-нуво
  • Дизайн ванной комнаты и других помещений в романском стиле
  • Дизайн загородного дома в классическом стиле
  • Дизайн загородного дома в стиле кантри
  • Дизайн загородного дома в стиле минимализм
  • Дизайн интерьера дома в стиле лофт
  • Дизайн интерьера дома в стиле модерн
  • Дизайн интерьера загородного дома в стиле хай тек
  • Дизайн интерьера квартиры в стиле арт-деко
  • Дизайн интерьера квартиры студии в стиле хайтек
  • Дизайн интерьеров квартир в классическом стиле
  • Дизайн квартир в стиле барокко
  • Дизайн квартиры в стиле лофт
  • Дизайн квартиры в стиле минимализм
  • Дизайн квартиры в стиле модерн
  • Дизайн квартиры студии в классическом стиле
  • Дизайн помещения в стиле романтизм
  • Изысканный для многих стиль арт-деко
  • Интерьер в стиле неоклассицизма
  • Интерьер квартиры в белом цвете
  • Как сочетать функциональность и минимализм в дизайне жилого помещения?
  • Китч – квинтэссенция индивидуальности
  • Классицизм в современном интерьере
  • Колониальный стиль и его особенности
  • Конструктивизм – простота, доведенная до предела
  • Контемпорари – современная функциональность и эстетика
  • Креативный и функциональный модернизм
  • Курортное настроение с морским стилем интерьера
  • Лофтистичный интерьер – богемность и утонченная роскошь
  • Манга – яркая декорация для японских комиксов
  • Маньеризм – сложный характер роскоши
  • Необыкновенный и уютный стиль лофт
  • Один из самых популярных — стиль минимализм
  • Популярный и неоднозначный стиль модерн
  • Постмодернизм в интерьере вашего дома
  • Причудливый и капризный стиль фолли
  • Ремонт квартир в стиле модерн
  • Ренессанс в вашем доме
  • Ретро – современная старина
  • Смелая стилистика поп-арта
  • Создаем античный интерьер
  • Стиль винтаж – ожившая старина
  • Стиль кантри – противостояние урбанизации
  • Стиль модерн – из XIX века в современность
  • Стиль фьюжен – изысканный микс
  • Темы экологии в органическом стиле
  • Фамильный дом – выбираем стиль гранж
  • Фен-шуй – дизайн на основе китайской философии
  • Функционализм – самодостаточное жизненное пространство
  • Хай-тек – высокие технологии в жилых помещениях
  • Шебби шик – подчеркивая старину
  • Эклектика в современной квартире
  • Эко стиль – красивый интерьер для комфортной жизни
  • Элегантность минимализма
  • Легко создать интерьер квартиры по фэн-шуй
  • Фэн-шуй ванной комнаты
  • Что такое Фэн-Шуй?
  • Варианты дизайна кабинета
  • Дизайн для продуктового магазина
  • Дизайн интерьера кабинета руководителя
  • Дизайн интерьера спорт-бара
  • Дизайн проект детского магазина
  • Дизайн фасада офиса
  • Интерьер клуба: создаем нужную атмосферу с помощью дизайна
  • Легкая работа в новом офисе
  • Отдых как главный источник дохода: выбираем дизайн кафе
  • Привлекательный дизайн кафе и ресторана – важный фактор успешной работы
  • Создание дизайна интерьера магазина
  • Толковый дизайн магазина одежды
  • Удачный дизайн проект свадебного салона – половина успеха
  • Зеленая дорожка, или Нюансы ландшафтного дизайна
  • Ландшафтный дизайн – идеальное окружение вашего дома
  • Ландшафтный дизайн – неизгладимое впечатление от вашего дома
  • Райский уголок на загородном участке
  • Садоводческие советы
  • Тщательно разработанный дизайн проект участка – предмет восхищения
  • Виды ремонта. Капитальный или косметический выбрать?
  • Косметический ремонт
  • Обновление интерьера. Шесть советов.
  • Особенности капитального ремонта квартиры на вторичном рынке
  • Что такое косметический ремонт квартир?
  • Дизайнерские решения при ремонте квартир в Подольске
  • Как сэкономить драгоценное время, деньги и здоровье?
  • Разграниченная и продуманная черновая отделка квартиры
  • Современные технологии, материалы и цены, а также мусор…
  • Евроремонт квартиры
  • Ремонт и евроремонт квартиры
  • Элитный ремонт квартир обогатит и украсит любое помещение
  • Внутренние штукатурные работы
  • Как поклеить виниловые обои
  • Как поклеить обои двух видов
  • Как поклеить обои на потолок
  • Как поклеить обои на разные поверхности
  • Как поклеить флизелиновые обои
  • Как правильно поклеить обои
  • Как правильно укладывать плитку
  • Как правильно установить акриловую ванну
  • Как правильно установить ванну
  • Как установить стальную ванну
  • Как установить чугунную ванну
  • Наружные штукатурные работы
  • Правила окраски фасада дома
  • Технология штукатурных работ
  • Укладка клинкерной плитки
  • Укладка мозаики
  • Укладка напольной плитки
  • Укладка плитки в ванной
  • Укладка плитки на деревянный пол
  • Штукатурные работы механизированным способом
  • Штукатурные работы: что это такое?
  • Безрамное остекление балконов и лоджий
  • Виды остекления балконов
  • Материалы для утепления балкона
  • Использование лепнины в декоре помещения
  • Использование подвесных потолков в дизайне прихожей
  • Как сделать двухуровневый потолок
  • Как сделать деревянный потолок
  • Как сделать пластиковый потолок
  • Как сделать подвесной потолок
  • Как сделать потолок на балконе
  • Какие потолки выбрать
  • Какой потолок сделать в ванной
  • Монтаж реечных потолков в ванной комнате и туалете
  • Натяжные потолки в дизайне интерьера гостиной
  • Натяжные потолки в интерьере спальни
  • Натяжные потолки для детской
  • Подвесные потолки помогут обыграть объем и пространство
  • Преимущества и недостатки установки натяжного потолка
  • Типы подвесных потолков
  • Установка подвесных потолков в ванной комнате
  • Виды смесителей на строительном рынке
  • Как подключить водонагреватель
  • Особенности установки ванн
  • Комплексная отделка ванной комнаты современными материалами.
  • Лепнина в гостиной – разнообразим дизайн
  • Беседка
  • Веранда
  • Веранды
  • Вопросы о пристройке гаража к дому
  • Зимний сад как пристройка к дому
  • Изящные варианты пристроек к дому – оптимальное решение для расширения
  • Как сделать пристройку к дому
  • Материалы для пристройки
  • Пристройка бани
  • Пристройка бани к дому
  • Пристройка веранды к дому
  • Пристройка гаража к дому
  • Пристройка террасы к дому
  • Строим пристройку к дому и наслаждаемся комфортом
  • Терраса
  • Что такое пристройка к дому?
  • Дизайн интерьера деревянного дома
  • Дизайн интерьера деревянного загородного дома
  • Загородный дом
  • Архитектурные системы освещения
  • Освещение в ванной комнате
  • Освещение в интерьере – важные вопросы в разработке дизайна
  • Освещение на кухне
  • Электрический проект жилого помещения

Органический стиль первоначально возник как архитектурный. Вся мировая архитектура – это движение в двух направлениях, каждое из которых имеет своих поклонников. Первое направление отличается рационализмом. Все решения, принимаемые архитекторами, имеют в своей основе точные расчеты. Второе направление – совершенно иное, оно следует за природой, основываясь на органическом восприятии мира. В современной архитектуре по-прежнему соседствуют эти два направления, предполагающие геометрическое и органическое восприятие мира.

Постепенно органический стиль нашел свое воплощение не только в архитектуре, но и в дизайне интерьера. Его основоположником стал американец Фрэнк Ллойд Райт, благодаря которому органический стиль в интерьере стал очень популярным. В своей работе он следовал за природой, органично «вписывая» здания в существующие ландшафты. В результате создавалась иллюзия, что спроектированные Райтом дома вырастают из земли, являясь ее органичным продолжением.

По мере того, как все более актуальными становились экологические темы, органический стиль стал приобретать все большее количество поклонников. Яркость и выразительность не характерны для этого направления, но это не делает его менее интересным и привлекательным. Основу стиля составляют природные мотивы, которые вдохновляют дизайнера на создание неординарных, но, в то же время, естественных решений.

Органика и натуральность

Экологический и органический стили имеют много общего, но они весьма существенно отличаются друг от друга. Органический стиль представляет собой более глубокий взгляд на природу. В нем не просто используются натуральные природные материалы. По сути, дизайнер является учеником природы, ищет в ней вдохновение для создания красивейших интерьеров, создавая таким образом не просто нечто особенное, а настоящую экосистему, заключенную в стенах отдельно взятого дома, но при этом тесно связанную с окружающей природой.

Читайте также  Чем очистить силиконовый герметик от плесени

Еще одним мастером органического стиля является австралийский дизайнер Лиза Джонс. Ей удалось воплотить органический стиль в коллекции стульев, прототипами для которых стали системы человеческого организма – дыхательная, кровеносная, нервная. Даже незначительные элементы органического стиля не могут оставить равнодушным ни одного человека.

Основными принципами этого направления является большое открытое пространство, наполненное светом. Для интерьеров в этом стиле характерны большие окна, использование светлых отделочных материалов, керамогранита и керамической плитки. Как правило, стены отделываются с помощью штукатурки или вовсе остаются неотделанными.

Максимальная натурализация – это основная отличительная черта органического стиля, естественность присутствует практически во всем. Для того, чтобы сделать интерьер живым и интересным, дизайнеры используют пастельные оттенки, слегка разбавляя их контрастными цветами, антрацитовым или черным.

Простые формы, лаконичные линии присутствуют во всех элементах интерьера. Практически полное отсутствие цветовых пятен компенсируется интересными фактурами поверхностей. Дизайнеры комбинируют шероховатые и гладкие, глянцевые и матовые поверхности, сочетают различные материалы – камень и кожу, металл и дерево.

Обязательным атрибутом органического стиля является множество зелени и цветов в декоре помещений. Мебель может быть как классической, так и современной. Единственное требование – она должна быть лишена декоративности и большого количества деталей. Для интерьеров в органическом стиле характерно отсутствие любых лишних деталей, обеспечивая экологичность живого пространства. Этот стиль подходит для людей, желающих жить в гармонии с природой, изменить свой дом к лучшему.

Органический дизайн

Тысячи лет назад природа знала обо всем том,

о чем мы только начинаем задумываться.

Пожалуй, сейчас модно говорить об органическом дизайне. На выставках, посвященных промышленному дизайну, там и тут мелькают термины «биоморфизм», «органический дизайн», «биодизайн» и тому подобное. И поскольку я и свои работы отношу к тому же направлению, и вообще, эта тема мне интересна, думаю стоит разобраться в этом.

Что такое в сущности этот самый органический дизайн?

По большому счету, человек всегда заимствовал образы у природы.

Это видно, например, и по греческим капителям.

И по дивным вазам Галле.

И даже готические соборы напоминают сплетенные ветви или скалы, устремленные вверх

Но все это не называли органическим дизайном. Вероятно, коренное отличие этого относительно нового направления в том, что дизайнер, скорее, не заимствует образ, а развивает и использует форму. Причем, биоморфизм не просто предпочитает неровности, криволинейность, асимметрию, шероховатые фактуры, но и напрочь пренебрегает масштабом, и для этого у современного художника есть все средства. Например, ничто не мешает использовать в качестве прообраза для светильника или кресла морской микроорганизм или плесень.

Если еще сто лет назад Петров-Водкин называл осьминога «отвратительнейшим гадом», сейчас дизайнеры отказываются от таких эстетических «предрассудков» и ищут прекрасное повсюду.

Например, дизайнер с говорящей фамилией Франкенштайн использовала коровий навоз для создания этого кресла.

Надо отметить, что биодизайнеры, несмотря на пристрастие к природным формам, не всегда ограничиваются природными материалами. Они вообще не ограничиваются материалами: тут и шелк, который в обилии использует Айала Серфати при создании своих светильников, и железо, и пластик, из которого зачастую проще создать все те нереальные конструкции, что рождаются в результате.

Однако многие придерживаются традиционных материалов, таких как глина и дерево, и используют их как в органическом дизайне, так и в архитектуре.

Как предсказывает Лидевью Эделькорт (известный прогнозист в мире дизайна), скоро дома и предметы в них возможно будет выращивать с помощью новейших биотехнологий, и видимо тогда биодизайн станет по-настоящему био. Эделькорт полагает, что имитируя природные формы и техники, человек, возможно, придет к симбиозу с окружающим миром. Он не вернется в первобытное состояние, но и перестанет отделять себя от природы. Такая, оказывается, серьезная социально-культурная роль открывается для органического дизайна в перспективе.

Введение

Органический дизайн является одним из наиболее значительных явлений как в истории дизайна ХХ века, так и в современной художественно-промышленной деятельности. Устав от реалий техногенного общества, дизайнеры стали искать вдохновение в мире природы, справедливо полагая, что только он способен создать гармонию в душах людей. Концепция органического дизайна предполагает не только обращение к приятным для человеческого глаза формам природы, но и создание предметов и сооружений, гармонирующих с окружающим ландшафтом.

Объектом данного исследования является органический дизайн как направление в искусстве ХХ и ХХI веков.

Предмет исследования: творчество дизайнеров разного поколения — Алвара Аалто и Росса Лавгроува.

Цель настоящего исследования: проанализировать, как менялся подход к формообразованию в органическом дизайне от одного из основателей направления Алвара Аалто до современного дизайнера Росса Лавгроува.

Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

— изучить литературу, посвященную истории развития и основным направлениям в искусстве дизайна;

— выделить ключевые особенности органического дизайна;

— познакомиться с особенностями творческого пути финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто;

— проанализировать наиболее значительные работы Алвара Аалто и Росса Лавгроува;

— выявить общие черты и основные различия в творчестве дизайнеров.

Актуальность работы: Развитие современного общества все больше движется по направлению к созданию техногенной цивилизации. Однако излишнее тяготение к техническим усовершенствованиям жизни может негативно сказаться на физическом и душевном здоровье человечества. Обращение к природе в современном дизайне способствует оздоровлению общества. Кроме того, естественная красота природных форм способна украсить и гармонизировать любой современный интерьер, сделав жизнь людей более комфортной и эстетически организованной.

История органического дизайна. Творчество Алвара Аалто

История развития органического дизайна

Направление, получившее название «органический дизайн» также вошло в историю данного вида искусства названием «скандинавский модерн», развивавшийся в Швеции, Финляндии и Дании. Предтечей органического дизайна считается также «органичный дизайн». По словам авторов «Энциклопедии дизайна» Шарлотт и Питера Фиелл, «органичный дизайн» представляет собой целостный и облагороженный метод художественного конструирования, который был впервые применен на практике Чарлзом Ренни Макинтошем и Фрэнком Ллойдом Райтом в конце ХIХ в. Их метод работы заключался в разработке решений, ведущих к созданию целостного художественного произведения, посредством чего весь архитектурный план составлялся таким образом, что конечный результат являлся более значительным, чем совокупность его деталей. Они стремились к тому, чтобы их работа могла хоть в какой-то степени передать духовное начало природы» Фиелл, Ш. Энциклопедия дизайна. Концепции. Материалы. Стили / Ш. Фиелл, П. Фиелл. — М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 130..

Одним из основных принципов «органичного дизайна» было зрительное и функциональное сочетание с контекстом интерьера и здания в целом. «Точно так же интерьеры сочетались со всем планом, а само здание — с окружающей местностью благодаря гармонии своих пропорций, использованию отдельных материалов и цвета» Там же..

Как пишет российский историк дизайна А.Н. Лаврентьев, «Райт был сторонником единых пространств (в том числе и для офисов), которые он членил на зоны с помощью металлической мебели и невысоких перегородок. Формула архитектуры и дизайна у Райта проста — это торжество воображения над материалами, методами и человеком» Лаврентьев, А.Н. История дизайна / А.Н. Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2007. С. 207..

Архитектурное и дизайнерское творчество Райта началось с создания небольших жилых домов. Они получили название «дома прерий», так как были расположены среди природы или на городских окраинах. Неповторимой красотой и оригинальностью замысла отличается построенный Райтом в 1935 году «Дом над водопадом» — загородная резиденция семьи Кауфманн, ставшая одним из самых знаменитых сооружений ХХ века. В нем нашло отражение стремление Райта к полному слиянию архитектуры с окружающей средой. Стоящий на скалах «Дом над водопадом» словно вырастает из них, горизонтальные членения его бетонных террас вторят слоистой структуре местного камня. Дом не стремится к подражанию природе, он кажется ее органической частью.

Райт спроектировал не только внешний облик, но и предметы внутреннего интерьера дома — столы, кровати и интерьеры. Следует отметить, что самовлюбленный архитектор имел привычку инспектировать своих клиентов, чтобы проверить, правильно ли они живут в?созданных им домах. На протяжении последних 50 лет «Дом над водопадом» является музеем, никогда не испытывающим недостатка в посетителях.

Подлинное развитие органического дизайна, называемого также «шведским модерном», началось после окончания Второй мировой войны. Крупнейшими представителями направления стали считаться финн Алвар Аалто, датчане Арне Якобсен и Вернер Пэнтон, шведы Бруно Маттсон и Йозеф Франк. Работы перечисленных дизайнеров тяготели к передаче в архитектуре и дизайне мебели природной красоты материала и естественных органических ощущений формы, свойственных скандинавской традиции и народной культуре.

Органический дизайн иногда называют стилем одного материала — дерева, причем, преимущественно светлого, поскольку оно является не только традиционным материалом скандинавских производителей, но и самым органическим, натуральным материалом. Отличительной чертой изделий, выполненных в стилистике органического дизайна, являются естественные плавные природные линии и такие природные образы, как леса, реки и озера, вызывающие ассоциации с еще одним натуральным материалом — стеклом. В Дании, являвшейся признанным европейским поставщиком тикового дерева, органический стиль также называли «стилем тикового дерева». Это направление в дизайне начиналось c проектирования фанерной мебели. Однако его последующее развитие было связано с более экспериментальным отношением к материалу, в результате которого к дереву добавились стекло и стальные трубы.

Одним из наиболее ярких представителей органического дизайна является датский архитектор, дизайнер мебели и интерьера Арне Якобсен. Он стремился к созданию индивидуального дизайна для каждого заказчика. По мнению Якобсена, однотипная массовая застройка и одинаковая мебель лишают человека возможности выразить его индивидуальность. Якобсен известен своими проектами домов, в которых планировка предусматривала видовые балконы в каждой квартире. Для него вид из окна (желательно на природу) был символом органического единства здания и окружения, человека и интерьера.

Среди известных дизайнеров органического направления следует также назвать имена Эро Сааринена, Чарльза и Рэй Имз.

Органический стиль не случайно определяют как скандинавский модерн. Природные формы и смысловое единство среды напрямую связывают это направление с европейским модерном начала XX века. Органический стиль не утратил популярности и в наши дни (в скандинавских странах он остается основным стилем домашнего дизайна), однако сегодня он меньше ассоциируется с натуральными материалами и больше стремится отразить совершенство естественных природных форм с помощью современных материалов и компьютерного моделирования (например, работы дизайнеров компании Alessi). В современной архитектуре органический стиль по-прежнему следует главному принципу Аалто — единству объекта со средой. Наиболее ярким примером здесь может послужить здание Сиднейского оперного театра, построенное по проекту архитектора Йорна Устцона.

Работая над проектом театра, архитектор «был вдохновлен парусами яхт в сиднейском порту и — отчасти — храмовыми постройками майя и ацтеков, виденными им в Мексике» 100 великих чудес света / Н.А. Ионина. — М.: Вече, 2008. С. 511.. Сегодня бытует мнение, что Сиднейская опера является самым красивым зданием из всех построенных после Второй мировой войны. Если смотреть на него с борта корабля, здание «кажется гигантским белым лебедем, который уже распустил крылья и вот-вот взлетит» Там же.. Впрочем, внешний облик Сиднейской оперы вызывает множество ассоциаций: «некоторые считают Оперный театр великолепным образчиком «застывшей музыки», о которой говорил Гете. Другие видят в нем выброшенного на сушу белого кита; галеон, отплывающий в волшебную страну эльфов; девять ушей, прислушивающихся к ангельскому пению; девять играющих в футбол монашек… «Словно что-то выползло из бухты на сушу и сдохло», — съязвил один враждебно настроенный политик» Сейл, М. Сиднейский оперный театр / М. Сейл. Электронный ресурс. — [Режим доступа] http: www.belcanto.ru/sydney.html..

Читайте также  Виды фасадных красок для наружных работ

Одним из главных последователей органического дизайна в ХХI веке считается Росс Лавгроув. Как указывает Л. Бхаскаран, «свой подход он называет «органическим эссенциализмом», его объекты отличаются эргономичностью и выполняются из самых современных материалов… Лавгроув считает, что объекты самых изысканных форм получаются при слиянии органики и неорганики, живого и неживого — слияния, которое поистине завораживает» Бхаскаран, Л. Дизайн и время / Л. Бхаскаран. — М.: АРТ-Родник, 2007. С. 146..

Все изделия делает Росса Лавгроува отличаются совершенством формы и невероятным комфортом. «В его концептах проявляется близость к природе. Дизайнер верен своему принципу «форма следует за эмоцией» и активно использует новейшие материалы, такие как углеволокно и полипропилен (впрочем, не забывая и про экологичное дерево) и высокие технологии» Великий Росс Лавгроув. Электронный ресурс. — [Режим доступа] http: design.basicdecor.ru/article/ross_lovegrove..

Таким образом, органический дизайн появился в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Дании. Своеобразным предшественником органического дизайна является американский «органичный дизайн», одним из лучших образцов которого стал знаменитый «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта. В нем воплотилась основная идея направления — слияние архитектурных и дизайнерских творений с природной средой.

Развитие органического дизайна пришлось на послевоенный период. Его крупнейшим представителем стал финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто. Основная идея направление — передача в изделиях дизайнеров природной красоты материала (прежде всего — светлого дерева) и естественных форм, также заимствованных у природы. Наиболее ярким примером проявления органического стиля в современной архитектуре стало здание Сиднейского оперного театра, спроектированное датским архитектором Йорном Устцоном.

Органический дизайн существует и сегодня. Наиболее ярким представителем данного направления является английский дизайнер Росс Лавгроув.

Органический дизайн

Органический дизайн. В З0-х гг. с эмиграцией лидеров современных художественных течений из Европы и США получили импульс в развитии искусства, архитектуры и дизайна. Однако к формообразованию в Америке было несколько иное отношение. Пользовались спросом формы с определенной долей юмора и отсутствия консервативности, здесь были готовы не только удивляться, но и радоваться без каких-либо предрассудков. После того, как прошла фаза стиля строгой необходимости, стали ожидать, что вновь создаваемые формы будут отличаться большей оригинальностью и замысловатой фантазией. Органические формы, в противовес четким функциональным были восприняты как «свободные», как новое понимание, как придающие всему свежий вид. Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил в 1940 г. конкурс под названием «Органический дизайн в домашней фурнитуре». Призерами стали Ееро Сааринен и Чарлз Имз с их органическими колеблющимися линиями формы кресел, с применением в отделке коры дерева и кожи, объединившими в себе красоту и удобство. Сааринен и Имз – выходцы Кранбургской академии и, наряду с Бертойя, относились к выдающимся представителям нового органического стиля. Они работали с такими материалами, как полиэстер, алюминий, фанера. Их мебель начала производиться серийно только после 1945 года, когда закончилась военнонеобходимая экономия материала и когда с новой техникой переработки древесины и искусственных материалов стали возможны мягкие, вибрирующие формы.

Период в дизайне 40-50-х годов часто называют периодом «Органического дизайна». Это направление возникло как противоположность конструктивизму с его прямолинейностью и некоторой агрессивностью, противопоставляя этой жесткости плавность линий и взаимопроникновение форм. Тогда же возникает и явление «технологического» дизайна.

Основная концепция дизайна 40-50-х годов – это упразднение границ между дорогими произведениями искусства и серийными промышленными вещами. В основу ее были положены принципы комбинируемости и взаимозаменяемости, многофункциональности и внешней простоты. Также за основу принимается и постулат «психологической эргономики», принимающий во внимание внутренний комфорт человека. В этот период возникают несколько интересных дизайнерских направлений – это американский органический дизайн, скандинавская школа, Ульм и браунстиль в Германии.

Можно с уверенностью сказать, что своей мировой популярностью органический дизайн во многом обязан работе двух американских дизайнеров – Чарльза и Рэй Имз. Все началось с их работы над совместным проектом со скандинавом Эеро Саариненом для конкурса «Органический дизайн жилой среды», проводимым Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Так была создана коллекция мебели из гнутой фанеры. Чарльз и Рэй и далее работают в области дизайна мебели, экспериментируя с технологией формовки прессованной фанеры. Из этого материала создаются абстрактные арт-объекты, скульптуры, игрушки и вполне утилитарные вещи – столы и стулья. Все это было продемонстрировано на выставке «Новая мебель Чарльза Имза» в 1946 году. Квинтесенцией творческих принципов мистера Имз, который ратовал за экономию материалов и усилий, стал стул из гнутой клееной фанеры, названый известным архитектурным критиком Эстер МакКой «стулом века». Это было настолько актуально, свежо и сенсационно, что он практически сразу же был запущен в массовое производство. В конце 40-х Имз экспериментирует с новым материалом – пластиком. И создает новые шедевры органики, в которых плавные контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями четырех легких стальных ножек-стержней. Эти тонкие металлические ножки стали отличительной чертой мебели 50-х. А кресло-шезлонг с оттоманкой, созданное Чарльзом для фирмы «Герман Миллер» в 1955, стало еще одним классическим образцом мебели XX века и окончательным торжеством принципов органического дизайна.
17. Стайлинг 1930-х годов в США и Европе.

Несмотря на то, что большинство дизайнеров оставались зависимыми от промышленности, обеспечивавшей их работой, в послевоенной Америке сложились две тенденции формообразования в дизайне, представители которых с трудом находили общий язык. Одни из них сознательно культивировали элитарность, подчеркивали, что моральный долг дизайнеров — способствовать эстетическому развитию публики. Но законодатели вкуса, такие как Нью-йоркский музей современного искусства, признавали только элитарный дизайн. Представители другого направления придерживались более демократических взглядов и стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом. В 50-е годы критики и теоретики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, обвиняя наводненный рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось одновременно удовлетворить и критиков, и широкую публику. Одним из таких дизайнеров был Рассел Райт, со своими обеденными сервизами из керамики в теплых терракотовых тонах и скульптурных формах. При этом элитарный дизайн кресел Чарлза Инса и Ээро Сааринена из клееной фанеры оказался по карману только для офисов крупных компаний и гостиных богатых домов, и так и не получили широкого распространения. Современные теоретики дизайна, считая дизайн и стайлинг противоположностями (первый занимается «внешними свойствами» изделий, последний — решением функциональных задач, выявляя сущность продукта), подчеркивают, что в истории существует своеобразный круговорот в промышленном формообразовании: дизайн (рационализм) выходит на передний план во время упадка экономики, стайлинг (антирационализм) — в период ее роста. Периодом расцвета стайлинга в США был Арт-Деко в к. 20-х, стримлайн — в к. 30-х. В 50-е гг. развился биоморфичный стайлинг как противовес движениям «хорошая форма». Стайлинг внедрялся в США не только для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, но и как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. В 50-е гг. эта тенденция достигла своего апогея в декоративном перенасыщении американских автомобилей «хромом». Иногда это заходило так далеко, что нарушалась безопасность транспортных средств. Автомобильный стиль В 50-е годы в Америке пышно расцвел стиль, вызвавший возмущение ревнителей «хорошего дизайна». Вдохновленный образами авиалайнеров, межпланетных ракет дизайнер компании «Дженерал моторе» Харли Эрл разрабатывает новый автомобиль — воплощение американской мечты – с длинными плавными линиями, с выступающими клыками на передних бамперах, с опоясывающими ветровыми стеклами, широкими задними крыльями, яркой двухцветной окраской, с хромированными ободами и множеством приборов на передней панели, отделанной металлизированным пластиком. Эти автомобили вызвали в США беспрецедентную стратегию продаж. Новые идеи автомобильного дизайна охотно переняли создатели других изделий массового спроса: панели управ- ления посудомоечных машин стали походить на приборные доски автомобилей, причем для полноты картины дисковые таймеры делались в форме миниатюрного рулевого колеса. Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля, обрамленного, правда, не хромированной сталью, а пластиком «под золото».Ультрасовременные, то есть дерзкие и даже кричащие формы, пришлись по вкусу американскому потребителю. Новые материалы после войны в условиях дефицита материальных ресурсов все больше внимания стали обращать на искусственные материалы. Активное использование пластмассы изменило облик многих потребительских товаров. Изначально применяемые только как заменители искусственные материалы стали выбираться целенаправленно, с выявлением их специфики и преимуществ. Плексиглас пришел на смену стеклу. Прозрачная фольга, прежде всего ПВХ, была переработана на производство водонепроницаемых резиновых сапог и зонтов. Использованный для парашютов вооруженными силами США нейлон нашел применение в чулочной индустрии. До сегодняшних дней они имеются в продаже в той же палитре цветов и отличаются особой прочностью. Одним из новшеств было применение искусственных материалов в изготовлении стульев. К пионерам в этой области относились американские дизайнеры супруги Чарльз и Рэй Имз и Ееро Сааринен. Приобретенные им знания как никогда оказались кстати, и он их перенес в производство мебели. В 1941 году он создал цельно отлитую чашу для сидения, известную под названием DAR-стул. В отличие от Womb-стульев Сааринена, стул Имза не имел обивки, так что можно отчетливо видеть стеклоармированную искусственную конструкцию. Развитие профессии «дизайнер». Большие заказы в эпоху экономического бума 50-60-х годов по мере усиления деловой активности процветала и профессия дизайнера. С 1951 по 1969 год число членов Общества индустриальных дизайнеров Америки возросло с 99 человек до более шестисот. Причем если в первые послевоенные годы дизайнеры работали в основном как независимые консультанты, то к 60-м они, как правило, были уже штатными сотрудниками фирм. Независимые дизайнерские фирмы расширялись еще быстрее. Нанимая нередко больше сотни чертежников, модельщиков, инженеров, делопроизводителей, секретарш, менеджеров, специалистов по рекламе, дизайнеры занимались не только формообразованием изделий, но и дизайном их упаковки, оформлением интерьеров торговых залов, витрин и выставок, дизайном средств общественного транспорта, изготовлением фирменных знаков, логотипов, фирменных канцелярских бланков и, что особенно важно, разработкой общей концепции «имиджа» данной корпорации. Крупные независимые дизайнерские фирмы, имея возможность выполнять сложные комплексные разработки, способствовали развитию серьезного дизайна в различных Направлениях. Широко известны экспериментальные работы Уолтера Дооруина Тига для компании «Боинг», когда он после выявления норм физического и психологического комфорта пассажиров построил модель пассажирского салона самолета «Боинг-707». Составленные им нормативы до сих пор остаются неизменными в авиационной промышленности США. А Генри Дрейфус, начав широкое изучение человека и групп людей в целях оптимизации процесса труда, дал мощный толчок в развитии науки эргономики. Успешно продолжила работать после войны фирма Раймонда Лоуи. В период 1947-62 гг. большая часть энергии была направлена на проекты автомобильной компании «Студебеккер», для которой Лоуи спроектировал новый стилистический ряд моделей с простыми элегантными линиями — «Чемпион» (1947), «Старлайн» (1953) и «Аванти» (1962). Эта стилистика проявилась и в работах Лоуи для автобусной компании «Грэйхаунд» (1954). Благодаря Лоуи характерные линии стримлаина в дизайне автобусов стали широко распространенными в США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: